О девизе Всемирного дня прав потребителей на 2019 год Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства. К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза. По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами. Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков. Цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2018 году этот день проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», в 2017 году в качестве девиза был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху». Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом. Кроме того, согласно программе «Цифровая экономика РФ», к 2024 году в России должно появиться минимум 10 высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий, 10 индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики, 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий. Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок. Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация. О необходимости проведения поверки приборов учета В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Пунктом 34 Правил № 354 перед потребителем установлена обязанность по обеспечению проведения поверок индивидуальных приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Из пп. «д» п. 81(12) Правил № 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, а это значит, что плата за оказанную коммунальную услугу будет начисляться исходя и нормативов потребления. В последнее время собственникам многоквартирных домов республики, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета, различными организациями предлагается проведение поверки счетчиков в связи с окончанием межповерочного интервала. Однако большинство из них намеренно вводят потребителя в заблуждение, навязывая услугу, которую не вправе оказывать. Потребителям следует помнить, что производить поверку приборов учета имеют право только юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся обладателями действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений, выданного Федеральной службой по аккредитации (далее - Росаккредитация). Если некая фирма или частное лицо предлагают провести поверку прибора учета, либо вы сами ищете поставщика этой услуги, не лишним будет проверить наличие у него действующего аттестата аккредитации. Если его нет или срок действия аттестата истек, то поверка не будет считаться законной. Поэтому деньги за проведение процедуры будут заплачены впустую, а вам придется заново проводить процедуру у компании, имеющей действительный аттестат аккредитации. Чтобы исключить вероятность подделки документов независимую проверку компании можно осуществить на сайте Росаккредитации, где опубликован специальный реестр организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений. Реестр организаций доступен по ссылке http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/413. Закон о защите прав потребителей теперь распространяется на деятельность владельцев электронных площадок, агрегирующих информацию о товарах (услугах) С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», расширяющий сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет её распространения на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)». Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с теми профессиональными участниками потребительского рынка, которые, сформировали по сути новую нишу в сегменте электронной торговли (в виде интернет-платформ, агрегирующих информацию о товарах и услугах с целью их поиска, выбора, сравнения и приобретения). До принятия указанного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей фактически не существовало. Закон ввел понятие "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)", а также установил обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях. Продавцы, в свою очередь, теперь обязаны сообщать потребителю и агрегатору достоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах. Также на агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом названы случаи освобождения агрегатора от ответственности. Например, если агрегатор не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации должно быть адресовано напрямую продавцу (исполнителю услуги). Кроме того, теперь установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю. Принятие закона это один из важных шагов в деле реализации утвержденной Правительством Российской Федерации в 2017 году Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, в которой вопросы защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции названы одними из самых приоритетных. Что характерно, по информации организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» по состоянию на конец 2018 года число интернет-магазинов с недостоверным наименованием или юридическим адресом сократилось на 38-41%, а тех, у кого адрес или наименование вообще отсутствовали стало меньше на 25-28%. Количество компаний, не принимающих банковские карты или увеличивающих цену при оплате картой, сократилось почти на 50%. Интернет-магазин: особенности продаж Интернет сегодня пронизывает практически все сферы нашей жизни, и применение его для торговли уже не просто никого не удивляет, а выглядит вполне естественно. И пусть для многих купить товар, не пощупав, не примерив, не попробовав «на зуб» все еще представляет некую психологическую проблему, но удобство, экономия времени и чуть более низкая цена все чаще берут верх над «предрассудками». Особенностью розничных интернет-продаж является то, что у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке. Такая схема торговли определена ст. 497 ГК РФ. Отношения же с покупателями интернет-магазина регулируются Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» и ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потребителей». Не всеми товарами можно торговать дистанционно. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств) (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом от 27.09.2007 № 612). Учитывая, что при дистанционной продаже покупатель лишен возможности осмотреть товар и получить о нем исчерпывающую информацию, законодатель обязывает Продавца до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 8 правил), о порядке и сроках возврата товара (п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом (п.10 настоящих правил). Вот несколько основных правил дистанционного способа продаж, которые необходимо помнить потребителю: -договор считается заключенным с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (п.20 настоящих правил); - покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней (п. 21 настоящих правил). Обратите внимание! Если продавец не довел в письменной форме до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть продавцу товар, увеличивается с 7 дней до 3-х (!) месяцев. И еще очень важный нюанс: если в обычном магазине покупатель должен объяснить продавцу, почему ему не подходит данная вещь, то при дистанционной торговле никаких причин объяснять не нужно, можно просто отказаться; -возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства. Обратите внимание! Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, на правила дистанционной торговли не распространяется. Покупатель не вправе отказаться только от товара, который может быть использован исключительно приобретающим его потребителем; - при отказе покупателя от заказанного товара (качественного), стоимость отправки товара оплачивает покупатель; - возврат денежной суммы за возвращенный качественный товар осуществляется продавцом на основании заявления потребителя не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (за минусом транспортных расходов продавца). Обратите внимание! Независимо от того, планируете ли Вы обменять товар надлежащего качества или хотите получить уплаченные за него денежные средства, заявить об этом продавцу необходимо в письменном виде с помощью претензии! - в случае, если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях. Обратите внимание! Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором (п.27 настоящих правил); - покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; б) соразмерного уменьшения покупной цены; в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Обратите внимание! В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков (п.28 настоящих правил). Покупатель вместо предъявления указанных требований, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (п.29 настоящих правил). Возврат средств за товары или услуги, оплаченные банковской картой, производится только на карту клиента, оплатившего товар, расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец (п.35 правил). За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара). О приобретении детских товаров посредством трансграничной интернет-торговли В адрес Роспотребнадзора продолжают поступать обращения граждан. Общественных организаций и хозяйствующих субъектов из индустрии, связанной с производством и оборотом товаров детского ассортимента, с предложениями о необходимости принятия на законодательном уровне мер, направленных на противодействие обороту товаров для детей посредством трансграничной интернет-торговли, поскольку не всегда продукция, приобретенная таким способом, соответствует обязательным требованиям, предъявляемым российским законодательством и законодательством Таможенного союза, и, соответственно, может быть потенциально опасна для здоровья детей. В этой связи считаем необходимым довести до сведения потребителей, что на территории Таможенного союза с 1 июля 2012 года вступили в действие Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), устанавливающие «обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции». Правила обращения на рынке продукции для детей, выпускаемой в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения, предусматривают, что продукция для детей и подростков, игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии вышеназванным техническим регламентам Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется. Продукция для детей и подростков, игрушки соответствующие требованиям безопасности ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011 и прошедшие подтверждение соответствия должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Проверить сертификат соответствия можно при помощи электронного сервиса - http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/331/. Продукция для детей и подростков, игрушки соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Приобретая продукцию для детей и игрушки, в том числе посредством трансграничной интернет – торговли, следует обратить внимание на отдельные предостережения, которые содержатся в ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011. Например, изделия для ухода за детьми должны соответствовать следующим общим требованиям безопасности: - изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей в возрасте до 1 года должны быть изготовлены из натуральных материалов, за исключением наполнителей (см. пункт 5 статьи 5 ТР ТС 007/2011) и сопровождаться информацией "Предварительная стирка обязательна"; - соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных должны быть выполнены на лицевую сторону (см. пункт 5 статьи 5 ТР ТС 007/2011); - внешние и декоративные элементы в изделиях для новорожденных и бельевых изделиях для детей в возрасте до 1 года (кружева, шитье, аппликации и другие аналогичные элементы), выполненные из синтетических материалов, не должны непосредственно контактировать с кожей ребенка (см. пункт 5 статьи 5 ТР ТС 007/2011); - изготовление детской посуды, имеющей контакт с пищевыми продуктами, с применением поликарбоната, поливинилхлорида, меламина не допускается (см. пункт 3 статьи 5 ТР ТС 007/2011). - маркировка продукции, предназначенной для детей и подростков, должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции (статья 9 ТР ТС 007/2011). Маркировка продукции, предназначенной для детей и подростков, должна содержать следующую информацию: - наименование страны, где изготовлена продукция; - наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; - наименование и вид (назначение) изделия; - дата изготовления; - единый знак обращения на рынке; - срок службы продукции (при необходимости); - гарантийный срок службы (при необходимости); - товарный знак (при наличии). Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: - вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный); - размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции; - символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости). Маркировка сосок молочных и сосок -пустышек должна наноситься на закрытую упаковку и содержать гарантийный срок службы, инструкцию по использованию, хранению, гигиеническому уходу за изделием. Маркировка посуды и изделий санитарно-гигиенических и галантерейных должна содержать обозначение материала, из которого изготовлено изделие, и инструкцию по эксплуатации и уходу. Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью. Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя Маркировка колясок детских должна содержать информацию о гарантийном сроке эксплуатации и хранения. Приобретая товары для детей посредством трансграничной интернет –торговли, доставка которых осуществляется, как правило, через международную почтовую связь, ГРАЖДАНИН берет на себя ответственность за последствия, которые могут возникнуть в случае нарушения его прав как потребителя, поскольку такой способ продажи товаров исключает возможность применения своевременных мер воздействия со стороны органов Роспотребнадзора. Маркировка игрушек должна содержать следующую информацию: - наименование игрушки; - наименование страны, где изготовлена игрушка; - наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; - товарный знак изготовителя (при наличии); - минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; - основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); - способы ухода за игрушкой (при необходимости); - дата изготовления (месяц, год); - срок службы или срок годности (при их установлении); - условия хранения (при необходимости). В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: - Комплектность (для наборов), - Правила эксплуатации игрушки, - Способы гигиенической обработки, - Меры безопасности при обращении с игрушкой, - Предупредительные надписи, - Инструкцию по сборке. Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании: Одно из основных требований безопасности игрушек предусматривает, что не допускается поверхностное окрашивание и роспись игрушек-погремушек и игрушек, контактирующих со ртом ребенка. На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно быть нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы. Актуальная информация, а также необходимые разъяснения и рекомендации потребителям, в том числе приобретающим товары дистанционным способом, размещены в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей, в разделе «Справочник потребителя» (см. http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ news/federal/88551, http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/memos/88796). |
|